Вход
Маркетолог: «Нужно создать бренд своего имени»
В рубрике «О профессиях» на проекте «Работа» на А42.RU мы продолжаем знакомить вас с особенностями работы разных специалистов. В этот раз о своей профессии расскажет менеджер по маркетингу в ТЦ «Я» с семилетним стажем Елена Гуденко.

Кто это?

Маркетолог – это специалист, который изучает потребности и вкусовые предпочтения клиентов в той или иной компании. И чтобы привлечь этих клиентов, выстраивает с ними особые доверительные отношения с помощью разных акций, мероприятий, статей. В народе профессия звучит как «пиарщик и рекламщик в одном флаконе».

«Маркетолог – это ещё и автор, куратор и порой даже участник собственных проектов. Его задача – привлечь клиентов к определённому объекту: компании, продукту, бренду. Маркетолог умеет мыслить аналитически и творчески одновременно».

Среди маркетологов есть как узкие специалисты, так и универсалы. Всё зависит от того, где он работает: в большом офисе обязанности распределены между несколькими людьми, в маленьком – всю работу выполняет один человек.

 

Чем занимается маркетолог?

«Я называю себя «событийным маркетологом», потому что акцентирую внимание именно на проведении каких-то мероприятий для привлечения клиентов. Но спектр моих обязанностей очень широк».

Так, Елена каждый месяц подсчитывает проходимость людей в торговом центре.

«Обращаю внимание на самые активные месяцы. Ежегодно это бывает май, август и декабрь. В такие периоды нужно придумать что-то новое и необычное: акцию, мастер-класс, флешмоб, а порой и какие-то праздники».

Также она сама выступает как участник в разных акциях и праздниках.

«Первые три года работы в торговом центре я бесплатно раздавала всем посетителям гелиевым шарики. Для этого специально наряжалась – превращалась на время в аниматора. На 8 Марта дарила женщинам цветы, а на 9 Мая – георгиевские ленты. Перед Масленицей до двух ночи пекла блины, чтобы угостить ими на следующий день покупателей. Всегда это делают специально обученные люди, но я взялась за это сама для того, чтобы изучить свою публику, понять, для кого мне в дальнейшем нужно что-то создавать. Каждый маркетолог должен знать, кто его аудитория, чтобы удовлетворить её запросы».

Елена, кроме того, – администратор групп ТЦ в соцсетях. В скором времени ещё будет следить за наполняемостью их сайта. А в этом деле нужны знания SMM-специалиста.

Пополняет список задач и продажа ею рекламных мест внутри и снаружи торгового центра, работа с подрядчиками, ведение переговоров с заказчиками, отслеживание установки рекламы и оформления объекта к праздникам. Входит в обязанности и мониторинг СМИ на наличие упоминаний о ТЦ.

 

Где получить образование?

На маркетолога учат в любом заведении, где есть специальность «маркетинг». Елена, к примеру, сначала окончила Кемеровский кооперативный техникум, а потом РГТЭУ, факультет коммерции и маркетинга.

«Я с детства знала, что хочу заниматься рекламой, и шла к этому. В юности работала промоутером – получала основы общения с людьми, моими потенциальными клиентами в будущем (улыбается). Далее уже получила высшее образование. Оно необходимо, чтобы узнать всё о пиаре, брендинге, товароведении, мерчендайзинге. С таким набором знаний можно работать в разных сферах и быть либо узким специалистом, либо универсальным. Я предпочла второй вариант».

Но и без специального образования на маркетолога устроиться несложно: главное – иметь определённые качества характера и понимание, что это дело тебе по душе.

Кто может стать маркетологом?

Человек обязательно должен быть коммуникабельным – этого требуют ежедневные переговоры с людьми: подрядчиками, участниками мероприятий, посетителями, заказчиками рекламы. Никуда и без оптимизма и творческого подхода к делам: одно помогает делать «живые» проекты, другое – создавать их интересными и оригинальными.

Как ни крути, но все эти качества могут затмить сложные задачи, которые каждый час «падают тебе на голову», и откладывать их – «рабочий грех». Поэтому маркетолог всегда должен быть во всеоружии, а проще – включать свою стрессоустойчивость.

«Она так помогает, когда, например, кто-то троллит записи о твоей компании в интернете – нужно находить к таким «злодеям» свой подход и вести бесконфликтные переговоры».

Каждый маркетолог заведомо нестеснительный человек: иначе это и троллям «руки распустит», и дела дальше записей на бумаге не продвинет.

«Ещё очень важно каждому маркетологу найти тот бренд или компанию, которая ему нравится – тогда работать намного легче и удобнее. А отсюда – качество и результат работы. Я, допустим, не смогла бы что-то создавать в угольной компании – потому туда и не лезу».

В каких условиях приходится работать?

Маркетологи не сидят целыми днями в офисе. Порой они отправляются на другие объекты, чтобы посмотреть, чем радуют клиентов их конкуренты.

«Когда я ездила в октябре 2016 года на конференцию по маркетингу «Груша» в Новосибирск, то не преминула воспользоваться возможностью зайти в торговые центры этого города. Зашла и удивилась: там такой уровень – у нас пока не осуществить многих проектов. Но даже из этой прогулки я на примету взяла парочку идей. Маркетолог всегда любопытствует и ищет!»

График работы у маркетолога порой тоже ненормированный.

«В сезон активности праздников и хорошей проходимости посетителей в нашем торговом центре я, в ноябре-декабре, например, работаю вместо пяти дней в неделю шесть. Иногда это очень выматывает – приходишь с работы домой и сразу валишься спать. Но если ты любишь своё дело, то оно никогда не будет тебе в тягость. Порой я прихожу на наши мероприятия в выходные дни специально для того, чтобы получить обратную связь от посетителей: увидеть их эмоции, поговорить с ними, услышать впечатления. Это важно для моего дальнейшего планирования. Но никто меня не обязывает это делать. Это как бы подразумевается само собой: маркетолог всегда в теме».

Сколько зарабатывает маркетолог?

Зарплата такого специалиста зависит от его места работы: чем «богаче» компания, тем больше она платит своему работнику. В целом, зарплата маркетолога сегодня варьируется от 15 000 до 150 000 рублей и выше.

«Чтобы получать высокую зарплату, нужно сделать бренд своего имени – тогда не ты будешь искать нужных работодателей, а они тебя!»

Насколько востребована эта профессия?

«На рынке труда сейчас дефицит опытных специалистов в этой области. Работодатели заинтересованы в том, чтобы у них в компании был человек, который сможет привлечь клиентов. Правда, маркетологи очень востребованы пока только в больших городах».

Минусы и плюсы работы?

Минусы:

  • Большая рабочая нагрузка.
  • Многозадачность: нужно уметь быстро переключаться с одного дела на другое.

Плюсы:

  • Постоянное саморазвитие.
  • «Закаляющая» профессия: учишься решать любые рабочие проблемы, в кратчайшие сроки придумываешь что-то оригинальное для какого-либо мероприятия.
  • Нескучная работа.
  • Постоянное общение с новыми людьми.
  • Всегда новый поток интересной информации.

«Маркетолог, работая с широким спектром обязанностей, может потом по желанию устроиться и журналистом, и специалистом отдела кадров, и организатором праздников: необходимые навыки он каждый день приобретает во время рабочей практики».

Часто задаваемые вопросы?

«Самый главный стереотип – маркетологи поголовно всех надувают: они делают так, чтобы человек пришёл и купил то, что ему не нужно. Сейчас люди часто думают, что их обманывают, поэтому ищут подвох во всём. В чём обман, если человек пришёл на праздник в магазин, поучаствовал в нём, а потом решил в этом магазине что-нибудь купить? Это уже личный выбор каждого посетителя. Я, как маркетолог с большим стажем работы, придерживаюсь такого принципа: я не умею продавать, но могу сделать так, чтобы человек пришёл и что-то купил. И делаю это честно, без подводных камней. У человека должны быть приятные эмоции от покупки…»

28.11.2016, 12:16

Автор материала: Мария Салмина

Фотограф: архив героя

Читайте также
Яндекс.Метрика