Вход
Встречают по одёжке: зачем нужен дресс-код
Строгие классические брюки, белоснежная рубашка, галстук, пиджак – такая форма одежды ассоциируется у большинства с солидной организацией и серьёзным сотрудником, который ответственно подходит к своей работе. Конечно, по одёжке только встречают, но, как ни крути, внешний вид работника играет очень важную роль в том, как к нему относятся коллеги, начальство и партнёры. Корреспондент проекта «Работа» на A42.RU разбирался, зачем нужен дресс-код, как обстоят дела с ним в кемеровских компаниях и зависит ли продуктивность работы от формы одежды. Все подробности – в нашем материале.

Кодекс одежды

Дресс-код появился в Великобритании больше ста лет назад и довольно быстро распространился по всему миру. Кодекс одежды показывает, к какой профессии относится человек и часто является важной частью корпоративной культуры компании. К определённой манере одеваться нас приучают с детства – вспомните только школьную форму. Считается, что выдержанная, строгая одежда настраивает на серьёзный лад, повышает работоспособность и выгодно презентует вас окружающим.

Все мы помним известную поговорку: «Встречают по одёжке, по уму – провожают». Но прежде чем поражать собеседника интеллектом, нужно произвести на него хорошее впечатление. Грамотно подобранный деловой look как раз способен помочь в этом. Подчеркнуть профессиональные качества и компетентность, расположить к себе и показать всю серьёзность ваших намерений – и это только часть «чудес», на которые способен подобранный к месту наряд.  

Психология: дресс-код подавляет личность?

Одним из минусов дресс-кода считают невозможность человека самовыражаться и ограничение его свободы. Мы спросили у опытного психолога, действительно ли обязанность приходить на работу в определённой одежде влияет на настроение человека и способна подавить в работнике личность.

«Подавляет ли дресс-код личность? Думаю, нет. Личность — это достаточно сильная часть человека, и чтобы её подавить нужно «постараться». А вот самовыражению мешает, – считает психолог и психотерапевт Мария Миллер. – Поэтому творческих людей нельзя заставлять одеваться определённым образом, если хотите, чтобы их способности проявлялись. Особо творческих нельзя даже принуждать работать в определённое время с регулируемым графиком. Но многие люди, вынужденные работать там, где дресс-код необходим, находят путь к самовыражению. Женщинам проще: это шарфик, сумка, причёска, аксессуары.  У мужчин возможностей для самовыражения во внешнем виде меньше, но всё же есть - яркие галстуки, цветастые рубашки, модные часы, стильная борода - если правила не запрещают, конечно. Опять же - всё хорошо в меру.  

Однако дресс-код необходим во многих профессиях. Например, как мы узнаем, кто стюардесса, работник банка или же консультант в магазине, если на человеке нет характерной одежды? Искать бэйдж – это долго, а разглядывать людей пристально не каждый станет. Однако, давно известно, что повседневная рутина вызывает подавленное настроение и часто депрессивное состояние, однообразная рабочая одежда может сопутствовать этому. Но, если человеку плохо, не стоит винить в этом окружение, одежду, работу, нужно разбираться,  что же именно с человеком происходит».

Более того, по мнению Марии Миллер, на состояние человека влияют и цвета в его одежде. Серый и тёмный дресс-код способен ухудшить настроение, понизить работоспособность и привести к апатии.

«Цвет иногда стимулирует возникновение определённых реакций, которые могут влиять на принятие решений. Он воздействует на аппетит, настроение, давление. В пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться, а зелёная весенняя трава, к примеру, не только пробуждает приятные воспоминания, но и способствует повышению настроения.

Так же и с цветами в одежде. Необходимость надевать вещи спокойных тонов и строгий запрет на яркие цвета в одежде могут повлиять на работоспособность человека», – говорит психолог.

С другой стороны, дресс-код настраивает на нужный лад: строгая одежда не отвлекает от работы, а иногда и позволяет чувствовать себя увереннее.

«У меня был клиент – девушка-адвокат. Каждый раз, когда она надевала каблуки, пиджак и юбку на работу, отмечала, что чувствует и ведёт себя увереннее. Думаю, тут ещё на человека влияет любовь к своей профессии. Если он любит то, чем занимается, то и определённый дресс-код будет соблюдать без упадка настроения», – рассказывает психолог Мария Миллер.

А как у нас?

Дресс-код – неотъемлемая часть многих организаций. Определённая форма одежды отличает людей многих профессий. Придерживаться строгих правил по поводу своего внешнего вида должны работники банков, учителя, менеджеры, бухгалтеры. Конечно, многое зависит от корпоративной культуры и индивидуальных особенностей организации.

В кемеровской компании «2ГИС» также существует обязательный дресс-код: здесь вы не увидите сотрудников в фривольной яркой одежде.

«С понедельника по четверг мы придерживаемся делового стиля в одежде. Девушки носят юбки и брюки, нельзя использовать слишком яркие цвета в нарядах. Недопустимо носить очень короткие вещи. Семь сантиметров от колена – это максимально допустимая длина юбки или платья. Плечи, спина и зона декольте должны быть закрыты. Приемлемы в нашей компании блузки, рубашки, платья делового кроя, без блёсток, нашивок и цепочек. Мужчины должны носить брюки, рубашки или кардиганы. Мы не носим спортивные одежду и обувь.

В пятницу допустим стиль casual. Для нас это означает возможность надеть джинсы. Неброские цвета и скромность в одежде остаются и в этот день. Ещё требования к внешнему виду наших сотрудников: стараемся не демонстрировать татуировки на видных участках тела, недопустим пирсинг, избегаем чересчур яркого макияжа, не носим вызывающие стрижки, запрещаются и яркие цвета волос», – говорит HR-менеджер компании 2ГИС Сюзанна Баженова.

По словам Светланы, такие требования позволяют сотрудникам не отвлекаться от работы и сосредотачиваться на делах, а не на новой мини-юбке коллеги или её ярко-зелёных волосах.

В компании Good Line также есть дресс-код, но его ввели только для подразделений, которые напрямую общаются с клиентами. Это центры обслуживания абонентов, абонентский отдел корпоративных клиентов и сервисная служба.

В центрах обслуживания используется деловой стиль. Это классическая рубашка, чёрные брюки для парней и юбки не выше колен для девушек. В абонентском отделе корпоративных клиентов требования, которые предъявляют к сотрудникам, похожие. Для девушек — юбка и строгая однотонная блузка или рубашка, для молодых людей — строгие брюки, рубашка и пиджак по желанию.

Инженеры связи, которые выезжают на вызовы к абонентам домой, носят брендированную униформу — куртку и брюки цвета хаки. Униформа не только хорошо выглядит, но и практична.

Как рассказали в компании, дресс-код необходим для сотрудников, которые общаются с абонентами лично. Стратегия Good Line направлена на высокий уровень сервиса. Внешний вид играет важную роль в качестве обслуживания клиентов. Взаимодействовать с сотрудником, который не только профессионально подкован, но и опрятно выглядит, всегда приятнее.

Вряд ли кто-то будет спорить, что всё важно в меру, в том числе, и требования к внешнему виду сотрудников. Дресс-код, безусловно, помогает настроиться на рабочий лад. Но слишком строгие правила, особенно в творческом коллективе, дадут обратный эффект.

31.10.2016, 09:50

Автор материала: Анна Ганская

Фотограф: Максим Киселёв, Pasha Graf

Читайте также